Кто первый достал – тот и победил. Значит – доставай первым. Не успел, проспал – доставай и шевели булками одновременно и очень быстро. Главное не зажмуриться сразу, от первого удара (выстрела, укола), начать что – то делать, желательно целесообразное. Здесь и должны включиться и отработать элементы тактики в соответствующем техническом исполнении. Разрывай дистанцию – сближайся, или наоборот, в зависимости от ситуации, падай, взлетай, кувыркайся, можно уползти по-пластунски (если получиться). Делай всё быстро и конкретно под задачу. Работа нацелена на результат (точный выстрел, удар – поражение, выживание). Остальное – механика – рефлекторное действие. Кувырок или что-то ещё – вторично, являясь тактико-техническим средством для достижения результата, но не наоборот. Если произошло что-то внезапное (форсмажор), надежда только на рефлекс, а рефлекс – результат многократных повторений, т.е. регулярных тренировок.
Решение стратегических целей и задач требуют конкретных тактических действий, способствующих успешной деятельности в определённых условиях. Действия требуют движения. Движения требуют подвижности. Лёгкость в подвижности обеспечивает функционал (дыхание, правильное, рациональное, целесообразное приложение и распределение сил и средств – эргономика). Осознанные передвижения перемещения действия, обеспечивающие задачу – есть тактические действия.
Элементы боевой акробатики, способствуют выполнению задачи, обеспечивая:
1) уход с линии огня (влево – вправо) – по горизонтали, со сменой уровня (вверх – вниз) – по вертикали, (вперёд – назад) – по дистанции;
2) подвижность – перемещение – манёвр – тактическая вариативность (подвижная цель менее уязвима, если же она подвижна в плане манёвра и целеустремленна, т.е совершает осознанные действия – она опасна);
3) нивелирование технического, скоростного, и временного превосходства контрагента;
4) преодоление всевозможных препятствий;
5) безопасность, безтравматичность;
6) специальные задачи.
Боевая акробатика – часть науки ближнего боя. Следовательно, освоение её – необходимая часть боевой подготовки и процесса обучения РБ.
ЦЕЛЬ: развитие устойчивых навыков владения элементами боевой акробатики, т.е умения решать многочисленные ситуационные задачи, в том числе, в экстремальных, стрессовых условиях на подсознательных, рефлекторных уровнях.
Умение владеть и управлять собой и своими действиями в пространстве, в т.ч под воздействием внешних факторов и сил.
ЗАДАЧА: подготовить (условно человека) эргономично и безопасно передвигаться – перемещаться, применяться к местности, действуя целесообразно, в соответствии с поставленной задачей в целях её выполнения. Тем самым обеспечивая задачу, личную безопасность и тактическую вариативность.
Пример: спортивный кувырок – линейность – западение глазного яблока – потеря пространства – лишение манёвра – незащищённость – малобезопастность – подразумевает смягчающие поверхности – опорность – занятые руки, прочее.
Вывод: для «работы» не годится. Для каждой деятельности своя «кухня». Чем сложнее задача, тем выше требования, нужна специальная система техник. Где взять? Существуют исторические практики (пластунские, прочие), которые обобщены, сформулированы в системе Кадочникова. Задача не тупо повторить, но настроить, заточить их под себя и результат. Осваивая техники, добиться качественных изменений, которые должны стать частью естества, свойством физического потенциала личности. Научиться не просто, условно кувыркаться, где надо и не надо, но гибко использовать технику в тактических целях. Целесообразно и конкретно под задачу.
1. Начальный уровень.
Элементы страховки, самостраховки, безопасные падения, нижняя акробатика, подвижность, перемещения – передвижения, применение к местности, во всевозможных связках, на разных уровнях, в разных условиях и интерпретациях, с падениями, перекатами, сменой уровней и т.д.
Используются на начальном этапе для изучения материальной части, наработки первоначальных, базовых качеств и их развития:
– общефизические (пластичность, укрепление мышечного и связочного аппарата, общая и суставная подвижность и т.д.);
– специальные (беспрерывные действия в комплексе, безтравматичность и т.д).
Задача – освоить базовый комплекс технических действий.
2. Прикладной уровень.
Малоамплитудный, высокоскоростной, сложнокоординационный, безопорный, с наличием тактической задачи:
– преодоление препятствий;
– работа с оружием;
– наработка различных навыков в комплексе, с вводной и без;
– работа в сложных условиях и т.д.
Обеспечивает видение и контроль пространства, умение работать в «мертвых» зонах и уровнях, в ограниченном пространстве и неочевидных условиях по видимости и т.д.
Задача – перевод работы с уровня умений на уровень навыка.
3. Боевой уровень.
Наработка под задачу в полевых условиях, на местности (окопы, здания, лес – тайга – тундра), в комплексе с прочими элементами боевой подготовки, на рабочих режимах.
Особенности: сложные поверхности, рельефы и грунты (лёд, снег, болото, галька, строительный мусор, просто асфальт), обмундирование–снаряжение, внешние условия.
Задача – переход в рабочие режимы, прочное применение и дошлифовка навыка.
Разница боевой и учебной работы – наличие тактической задачи.
На всех этапах используются различные подводящие упражнения. Освоение данных техник вписано в общий процесс обучения, не является этапным, идёт в общей канве, если нет потребности в ускоренном или узконаправленном учении. По мере освоения используется и как разминка, с целью общего разогрева и физического развития.
Выполняя техническое действие важно:
1. Не терять точку контроля, точку прицеливания, пространство. Не опускать глаза, не рыскать ими, но быть привязанным к цели. Видеть её всегда, иначе она спрячется.
2. Оружие стараться держать в натяжке на цель, не отрывая от неё, «держаться за неё». Даже, если оно сместится от цели, то мгновенно на неё выйдет, при соблюдении правила натяжки. Не нужно искать цель – целиком, её визуальный контроль, выведет на цель руки, и они всё выполнят как положено, если им не мешать.
3. Оружие (огнестрельное) стараться держать двумя руками, для этого требуется умение действовать без опор или вспомогательных действий (качественней выстрел).