РПРБ: Боевая деятельность, боевая подготовка, боевая адаптация, боевой опыт

Боевая деятельность (БД), боевая подготовка (БП), боевая адаптация (БА), боевой опыт (БО).

1. Боевая деятельность.

Мы помним, что любая правильно организованная деятельность начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов, в соответствии с определённой задачей.

БД имеет свои особенности, как то:
– применение оружия, техники, спецсредств и т.д.;
– своеобразие целей и результатов (уничтожение, захват, разрушение, т.д.);
– экстремальный характер условий (опасность, внезапность, т.д.);
– возникновение перегрузок и задач, превосходящих возможности;
– крайняя интенсивность работы психики, высокое напряжение всех сил.

Задача: выполнить приказ и сохранить жизнь.

Цель: поразить противника путём наиболее эффективного применения сил и средств, уничтожить физически и психологически.

Эффективность БД воина основывается на активности функционирования его психики в соответствии с требованиями боевой обстановки и выполнения задачи.

Условия эффективности БД воина:
– положительные общественные мотивы – силы, побуждающие воина к активности: идеалы, убеждения, чувства, т.д.;
– эмоционально–волевая устойчивость;
– высокоразвитые познавательные процессы;
– стенические психические состояния;
– боевое мастерство.

Условия эффективности БД в коллективе:
– единство воли, мышления, настроений, опыта, мнений;
– общая устремлённость на задачу;
– чувство локтя, сплочённости, взаимопонимание, уверенность друг в друге;
– навык взаимодействия.

Залог успеха:
– психическая и физическая натренированность;
– закалка, самоконтроль;
– ясность мышления, способность к творчеству;
– боевой дух, боевой опыт.

Ближайшая цель БД – точное исполнение своих обязанностей.

Отдалённая цель БД – достижение полной победы над врагом.

2. БД способствует накоплению боевого опыта. Бесспорно что, боевой опыт, имеет огромное значение как в боевой деятельности, так и в боевой подготовке. Накопление или приобретение БО ведет к положительной адаптации, нивелирующей отрицательные влияния боя, такие как опасность, новизна условий, их экстремальный характер (вид раненых, убитых, разрушений, т.д.).

Регуляторы адаптации: воля, мотивы, мышление, способности, знания, опыт.

Результат – перенастройка организма:
– физиологическая (организм);
– биологическая (обмен веществ);
– социально – психологическая.

Адаптация ведёт к исчезновению напряжённости. Процесс её ускоряется, если человек получил необходимые знания и навыки в процессе боевой подготовки, если проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих действий.

Первостепенное значение для успешной адаптации имеют:
– понимание личного участия, необходимости участия в боях;
– любовь к Родине, чувство долга;
– смелость, храбрость, мужество, боевое мастерство;
– боевой дух командира, коллектива;
– морально – психологическая подготовка.

Победа поднимает настроение, укрепляет стойкость, мужество и наоборот.

Отрицательные последствия БА:
– самоуспокоенность;
– беспечность;
– лихачество.

Препятствует БА пребывание в травмирующих ситуациях (потери, неудачи, разрушения). Опыт неудач ведёт к неуверенности. Основа решения – расширение знаний и сведений, навыков через систему тренировок, анализ, осмысление причин неудач, активизация чувств; как следствие – достижение успеха, преодоление. Если человек знает, с какими трудностями придётся столкнуться, то чувствует себя увереннее. Неизвестность – неуверенность – страх. Неизвестность включает сознание, вызывая негативные эмоции.

И… наоборот знакомые условия и привычная деятельность, хорошо освоенные способы боевого поведения позволяют воинам действовать в бою с преимущественным использованием подсознания (автоматизмов, навыков, закреплённых в подсознании моделей) с минимальным привлечением сознания и эмоций.

Необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние, БЫТЬ ГОТОВЫМ К ДЕЙСТВИЮ.

3. Боевая подготовка.

Задача: воспитать готовность к переходу от мирной жизни к БД. Сформировать качества необходимые для быстрейшей БА и накоплению БОЕВОГО ОПЫТА.

Учебно – боевая деятельность характеризуется:
– повышением боевой готовности;
– умелым владением оружием;
– боевой спайкой;
– плавной и чёткой организацией;
– условиями, приближёнными к условиям БД;
– вариативностью принципов, средств, форм обучения;
– напряжением нравственных и физических сил.

Формирование личности зависит от мотивации, сознательного отношения к обучению, задачам, упражнениям. Слабая подготовка, закалка при напряжённой деятельности, большой психической и физической нагрузке, ведёт к снижению готовности к бою, тормозит сообразительность, находчивость, быстроту и точность реакции. Правильный путь в БП – сочетание постепенного наращивания трудностей с введением элементов новизны, развитие моральной, психической и физической выносливости. (Опасная ситуация на тренировке снимает её отрицательное воздействие у 96% личного состава.)

Люди морально, психологически не подготовленные, с узколичной мотивацией, со слабыми волевыми качествами в процессе БД, приобретая БО, слабеют, боязнь и страх завладевают ими. В БП постоянно необходимо совершенствовать нравственные, психические, физические качества.

Психологическая готовность:
– мотивационная (устремлённость на выполнение задачи);
– эмоциональная (уверенность, воодушевление);
– волевая (самоконтроль, саморегуляция);
– познавательная (степень понимания задачи);
– интеллектуальная (ум, мышление);
– моторная.

Важно в процессе БП моделирование ситуаций:
– условий внезапности, дефицита времени;
– взрывы, грохот, вопли, крики, стрельба, стоны, тошнотворные, резкие, неприятные запахи;
– требования действовать быстрее;
– повышение нагрузок;
– плохая погода, ночь, продолжительные действия без сна;
– длительные марши, походы;
– отказы оружия;
– создание и преодоление препятствий.

4. Боевой опыт.

Устойчивые практические знания и навыки, обретенные в ходе боевых действий. БО накапливается и закрепляется в боевой обстановке, является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.

Боевой опыт:
– более реальная оценка;
– разумное использование сил и средств;
– игнорирование мнимой опасности;
– внимание, сосредоточенность и концентрация на деятельность, задачу;
– боевая адаптация (приспособление организма к специфическим условиям, поиск способов поведения).

Боевой опыт отводит на второй план отношение воина к опасности. Воин больше сил направляет на деятельность.

Показатель эффективности БО – успешное достижение цели, при наиболее рациональном использовании сил и средств; в коллективе – сплочённость, взаимопонимание, навыки взаимодействия, исключение сомнений друг в друге, конфликтов, понимание личной роли и места.

В БП источниками боевого опыта служат:
— архивные документы;
— военно-мемуарная литература;
— воспоминания участников боевых действий;
— переводная литература зарубежных авторов и др.

В указанных трудах обоснована необходимость внедрения изученного и обобщенного опыта в практику подготовки войск – воина.

В обучении следует использовать не просто состоявшийся боевой опыт, а скрытые устойчивые процессы и явления, которые имеют тенденции к дальнейшему развитию, проявляют себя в новых, совершенно других формах, чем это было в предшествующей войне. Не тупое копирование, а осознанное использование, включающее изучение, анализ, выводы.

Боевая практика показывает, что обучение войск на опыте боев и операций является непременным условием успеха боевых действий, так как на поле боя побеждает тот, кто лучше и быстрее усваивает опыт войны. Недооценка использования опыта войн всегда приводила к повторению войсками и командирами ошибок, имевших ранее место в организации и ведении боя, практике боевой учебы, а также тормозит изучение войсками и распространение новых методов борьбы, их применение в боевой практике.

В ходе теоретических занятий обучаемые получают сведения о боевом опыте, которые в последующем используются ими в практической деятельности.

Конечный результат практических занятий с использованием боевого опыта — овладение конкретными приемами и способами действий, необходимыми для боя.

Боевой опыт всегда был и воспитательным фактором, непосредственно связанным с опасностью и риском для жизни, способом приобщения молодых людей к истории наших Вооруженных Сил, их боевым традициям, любви к Отечеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *