Боевая деятельность (БД), боевая подготовка (БП), боевая адаптация (БА), боевой опыт (БО).
1. Боевая деятельность.
Мы помним, что любая правильно организованная деятельность начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов, в соответствии с определённой задачей.
БД имеет свои особенности, как то:
– применение оружия, техники, спецсредств и т.д.;
– своеобразие целей и результатов (уничтожение, захват, разрушение, т.д.);
– экстремальный характер условий (опасность, внезапность, т.д.);
– возникновение перегрузок и задач, превосходящих возможности;
– крайняя интенсивность работы психики, высокое напряжение всех сил.
Задача: выполнить приказ и сохранить жизнь.
Цель: поразить противника путём наиболее эффективного применения сил и средств, уничтожить физически и психологически.
Эффективность БД воина основывается на активности функционирования его психики в соответствии с требованиями боевой обстановки и выполнения задачи.
Условия эффективности БД воина:
– положительные общественные мотивы – силы, побуждающие воина к активности: идеалы, убеждения, чувства, т.д.;
– эмоционально–волевая устойчивость;
– высокоразвитые познавательные процессы;
– стенические психические состояния;
– боевое мастерство.
Условия эффективности БД в коллективе:
– единство воли, мышления, настроений, опыта, мнений;
– общая устремлённость на задачу;
– чувство локтя, сплочённости, взаимопонимание, уверенность друг в друге;
– навык взаимодействия.
Залог успеха:
– психическая и физическая натренированность;
– закалка, самоконтроль;
– ясность мышления, способность к творчеству;
– боевой дух, боевой опыт.
Ближайшая цель БД – точное исполнение своих обязанностей.
Отдалённая цель БД – достижение полной победы над врагом.
2. БД способствует накоплению боевого опыта. Бесспорно что, боевой опыт, имеет огромное значение как в боевой деятельности, так и в боевой подготовке. Накопление или приобретение БО ведет к положительной адаптации, нивелирующей отрицательные влияния боя, такие как опасность, новизна условий, их экстремальный характер (вид раненых, убитых, разрушений, т.д.).
Регуляторы адаптации: воля, мотивы, мышление, способности, знания, опыт.
Результат – перенастройка организма:
– физиологическая (организм);
– биологическая (обмен веществ);
– социально – психологическая.
Адаптация ведёт к исчезновению напряжённости. Процесс её ускоряется, если человек получил необходимые знания и навыки в процессе боевой подготовки, если проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих действий.
Первостепенное значение для успешной адаптации имеют:
– понимание личного участия, необходимости участия в боях;
– любовь к Родине, чувство долга;
– смелость, храбрость, мужество, боевое мастерство;
– боевой дух командира, коллектива;
– морально – психологическая подготовка.
Победа поднимает настроение, укрепляет стойкость, мужество и наоборот.
Отрицательные последствия БА:
– самоуспокоенность;
– беспечность;
– лихачество.
Препятствует БА пребывание в травмирующих ситуациях (потери, неудачи, разрушения). Опыт неудач ведёт к неуверенности. Основа решения – расширение знаний и сведений, навыков через систему тренировок, анализ, осмысление причин неудач, активизация чувств; как следствие – достижение успеха, преодоление. Если человек знает, с какими трудностями придётся столкнуться, то чувствует себя увереннее. Неизвестность – неуверенность – страх. Неизвестность включает сознание, вызывая негативные эмоции.
И… наоборот знакомые условия и привычная деятельность, хорошо освоенные способы боевого поведения позволяют воинам действовать в бою с преимущественным использованием подсознания (автоматизмов, навыков, закреплённых в подсознании моделей) с минимальным привлечением сознания и эмоций.
Необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние, БЫТЬ ГОТОВЫМ К ДЕЙСТВИЮ.
3. Боевая подготовка.
Задача: воспитать готовность к переходу от мирной жизни к БД. Сформировать качества необходимые для быстрейшей БА и накоплению БОЕВОГО ОПЫТА.
Учебно – боевая деятельность характеризуется:
– повышением боевой готовности;
– умелым владением оружием;
– боевой спайкой;
– плавной и чёткой организацией;
– условиями, приближёнными к условиям БД;
– вариативностью принципов, средств, форм обучения;
– напряжением нравственных и физических сил.
Формирование личности зависит от мотивации, сознательного отношения к обучению, задачам, упражнениям. Слабая подготовка, закалка при напряжённой деятельности, большой психической и физической нагрузке, ведёт к снижению готовности к бою, тормозит сообразительность, находчивость, быстроту и точность реакции. Правильный путь в БП – сочетание постепенного наращивания трудностей с введением элементов новизны, развитие моральной, психической и физической выносливости. (Опасная ситуация на тренировке снимает её отрицательное воздействие у 96% личного состава.)
Люди морально, психологически не подготовленные, с узколичной мотивацией, со слабыми волевыми качествами в процессе БД, приобретая БО, слабеют, боязнь и страх завладевают ими. В БП постоянно необходимо совершенствовать нравственные, психические, физические качества.
Психологическая готовность:
– мотивационная (устремлённость на выполнение задачи);
– эмоциональная (уверенность, воодушевление);
– волевая (самоконтроль, саморегуляция);
– познавательная (степень понимания задачи);
– интеллектуальная (ум, мышление);
– моторная.
Важно в процессе БП моделирование ситуаций:
– условий внезапности, дефицита времени;
– взрывы, грохот, вопли, крики, стрельба, стоны, тошнотворные, резкие, неприятные запахи;
– требования действовать быстрее;
– повышение нагрузок;
– плохая погода, ночь, продолжительные действия без сна;
– длительные марши, походы;
– отказы оружия;
– создание и преодоление препятствий.
4. Боевой опыт.
Устойчивые практические знания и навыки, обретенные в ходе боевых действий. БО накапливается и закрепляется в боевой обстановке, является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.
Боевой опыт:
– более реальная оценка;
– разумное использование сил и средств;
– игнорирование мнимой опасности;
– внимание, сосредоточенность и концентрация на деятельность, задачу;
– боевая адаптация (приспособление организма к специфическим условиям, поиск способов поведения).
Боевой опыт отводит на второй план отношение воина к опасности. Воин больше сил направляет на деятельность.
Показатель эффективности БО – успешное достижение цели, при наиболее рациональном использовании сил и средств; в коллективе – сплочённость, взаимопонимание, навыки взаимодействия, исключение сомнений друг в друге, конфликтов, понимание личной роли и места.
В БП источниками боевого опыта служат:
— архивные документы;
— военно-мемуарная литература;
— воспоминания участников боевых действий;
— переводная литература зарубежных авторов и др.
В указанных трудах обоснована необходимость внедрения изученного и обобщенного опыта в практику подготовки войск – воина.
В обучении следует использовать не просто состоявшийся боевой опыт, а скрытые устойчивые процессы и явления, которые имеют тенденции к дальнейшему развитию, проявляют себя в новых, совершенно других формах, чем это было в предшествующей войне. Не тупое копирование, а осознанное использование, включающее изучение, анализ, выводы.
Боевая практика показывает, что обучение войск на опыте боев и операций является непременным условием успеха боевых действий, так как на поле боя побеждает тот, кто лучше и быстрее усваивает опыт войны. Недооценка использования опыта войн всегда приводила к повторению войсками и командирами ошибок, имевших ранее место в организации и ведении боя, практике боевой учебы, а также тормозит изучение войсками и распространение новых методов борьбы, их применение в боевой практике.
В ходе теоретических занятий обучаемые получают сведения о боевом опыте, которые в последующем используются ими в практической деятельности.
Конечный результат практических занятий с использованием боевого опыта — овладение конкретными приемами и способами действий, необходимыми для боя.
Боевой опыт всегда был и воспитательным фактором, непосредственно связанным с опасностью и риском для жизни, способом приобщения молодых людей к истории наших Вооруженных Сил, их боевым традициям, любви к Отечеству.