В нашем случае, скорость – время ответной реакции на внешние раздражители.
“Быстрота, глазомер, натиск”. А.В. Суворов
“Скорость, высота, манёвр, удар”. А.И. Покрышкин
“Быстрота, взаимовыручка – давай…”. Замполит неизвестный
Как ни крути, скорость – первое и главное правило боя. Даже в банальной драке (самой примитивной форме боя) умение бить быстро, первым, опережать, предвидеть – 90% успеха. Где “сильно” уходит (уходит, но не исчезает) на второй план, а вот “быстро”, “точно”, “непредсказуемо” – на первый. Тем более, никто не регламентирует, чем бить. Даже ребёнок может залепить так…, попав чем-нибудь неожиданно и точно. В равных условиях скорость решает исход. В неравных (недобор по количеству или качеству вооружения, недостаток веса, прочее) – нивелирует преимущества взаимодействующего. Скорость (не суета, но скорость) – качество, определяющее результат боя.
Значит. Сторона боя (боец), должен владеть высокоразвитыми скоростными качествами. Уметь быстро соображать, принимать решения, воплощать их.
Чем сложнее задача и чем агрессивней условия, тем выше требования, и по скорости в т.ч.
Значит. Скорость необходимо нарабатывать и доводить до предельных значений. Уметь с ней работать, учитывая, что скорость очень энергозатратное и комплексное “мероприятие”, зависящее от многих факторов и качеств:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
СКОРОСТЬ это:
– скорость оценки ситуации;
– скорость принятия решения;
– скорость действия.
Всё это:
– скорость реакции.
Скорость реакции
От начала действия раздражителя до момента реакции всегда проходит определенное время, после чего включаются мышечные механизмы ответного действия, быстрота которых уже зависит от скорости движений тела. Время задержки называют “латентное время реакции”. Оно определяется скоростью обмена веществ и является индивидуальной особенностью каждого организма. Латентное время реакции не поддается тренировке, потому что невозможно увеличить скорость передачи нервных импульсов.
Чем ограничена скорость реакции человека
У человека среднее время реакции на визуальный сигнал составляет 0,1-0,3 секунды. Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячего предмета – в действие вступает простой рефлекс, в котором головной мозг не принимает участия. От рецептора сигнал по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя по трём типам нервных клеток – чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь – несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи – порядка 0,1 сек.
Сперва человек отдергивает руку, а затем чувствует боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа с меньшей скоростью.
Если речь идет о реакции человека на летящий в него камень, то здесь тоже рефлекторная реакция. Глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: “летит камень”), но, и по специальным нервным путям – к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания – уход с линии поражения.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Как повысить скорость реакции?
1. Работать с намерением, ритмами и временем.
Необходимо научиться реагировать на раздражители, предшествующие опасному действию. Например, следует реагировать не на сам удар, а на подготовку к нему – ведь прежде чем ударить противник обязательно посмотрит на цель, сменит позу, напряжет мышцы, вдохнет… Времени более чем достаточно. Нужно только выработать условный рефлекс, заложить в подсознание новый раздражитель и ответную реакцию на него.
2. Видеть, чувствовать, контролировать пространство.
Тарасов писал о Третьяке. Ловить шайбу бесполезно. Скорости огромные. Реагировать на удар – поздно. Необходимо предвосхищать, ощущать, понимать, знать. И шайба летит туда, где её уже ждут. Не ловушка ловит шайбу, но шайба попадает в ловушку. Результаты лучшего хоккейного вратаря всех времён неоспоримы. Скоростные методики Тарасова – Третьяка – УНИКАЛЬНЫ. Для нас крайне интересны и важны.
В ситуации, когда противник владел шайбой за воротами, Владислав следил за ним лишь боковым зрением – главное его внимание было сосредоточено на тех, кто находился перед ним, кто мог, получив шайбу, забросить ее. При этом он подсказывал партнерам, кого, а то и как опекать.
3. Работать рефлекторно, подсознательно, на боковом зрении. Минимизировать или исключить мыслительные процессы, цепочки, эмоции. Условно “ВИЖУ – ПОРАЖАЮ”.
Необходимо уметь реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления). И, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия, и идет корректировка, т.е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени. Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга. Это всё – время, “каша”, путаница, контролёр, суета и т.д. Нужно минимизировать цепочку – “отключить голову”.
4. Предвидеть. Предвосхищать. Опережать.
Для научного предвидения необходимо:
— владеть основами военной науки и диалектикой ее развития;
— в совершенстве знать природу современного боя и законы его развития;
— непрерывно и тщательно изучать противника, его средства и силы, его способы ведения боя;
— в совершенстве знать свои войска, свою боевую технику и ее оперативно-тактические возможности.Трижды ГСС А.И. Покрышкин.
5. Готовить мышечный и связочный аппарат, используя специальные методики.
6. Использовать специальную технику и тактику. Минимизировать амплитуды.
7. Повышать профессиональные качества.
Скорость примерно на 50% – врождённое качество (гены, блин; тормозам не повезло), но 50% можно и нужно развивать. Упражнений – масса, от простых, до очень не простых… Важно их использовать в комплексе и в контексте деятельности, где необходимо подтачивать скоростные качества под специализацию. Речь о профессиональном навыке.
Ведь нужно не просто быстро реагировать, но и максимально адекватно. Стрелок должен быстро стрелять, бегун – убегать. Это понятно, а что делать БЫСТРО простым смертным сиротам? Ответ прост – ВСЁ. Ведь прикладная наука должна обеспечивать жизнедеятельность (безопасность, и не только личную) при любых раскладах. Т.е. нужно и быстро бегать, и быстро стрелять, и бить, и т.д. Надо быть быстрым в принципе, по сути. Обладать быстротой как свойством личности. Уметь включаться по требованию в любой деятельности. Для этого развивается ситуативный навык. И это диктуется не правилами, но жизнью.
А жизнь – это когда ребёнок сорвался в расщелину метров под десять, и как котёнок оказался в руке рядом стоящего человека, который не видел момента срыва, но рука, рефлекторно отреагировав на УВИДЕННОЕ боковым зрением, “отстрелила” и, на лету уже, приняла хлопца. Это и есть прикладной рукопашный бой – обеспечение безопасности всегда и всюду, где качества работают ситуативно (ведь человек взаимодействует не только с себе подобным, но и природой, погодой, и т.д, а драка или что-то ещё – всего лишь форма взаимодействия). Это и боковое зрение, и контроль пространства, и дисциплина, и ощущение опасности, и контроль дистанции, и т.д., что в сумме даёт мгновенную скорость и, как следствие, позитивный результат. Подумать, повторить, исправить – жизнь уже не позволяет, это не урок физкультуры. Ставки слишком высоки, на всё про всё мгновение…
Скорость (быстрота) – это психофизическое свойство.
Значит, развитие её зависит от головы в первую очередь, а потом “ноги” – так короче путь и прочнее результат. “Голова” управляет всеми процессами. Первично тренировать мозги, они потянут всё остальное.
Важно в занятиях использовать максимальные скорости, чередовать темпы, использовать всевозможные раздражители и стрессоры. Постоянно практикуя скоростную работу, меняя внешние факторы, обстановку и прочее.
Интересно. Умные люди рассказывали. Традиционно, занятия строили таким образом (недельный цикл). 1 день – скорость, 2-й день – сила, 3-й день – выносливость. В перерывах (два дня) – специальная подготовка, техники, воинское искусство. Суббота – выходной. Воскресенье – молельный день, начало новой седмицы. И цикл никогда не меняли.
Мы используем и традиции, и специальные методики, и знания, и многое другое для развития скоростных качеств, понимая, что это – наиглавнейшие качества, обеспечивающие и задачи, и личную безопасность. Выходя (первым этапом) на боевые скорости, а далее чуть выше. Пределов совершенства здесь нет. Чем выше – тем лучше. Проверено жизнью. Доказано опытом.
Важно. Наработанная быстрота – величина не постоянная. И без должного отношения теряет качество. Поддерживать и развивать её необходимо всегда и постоянно.