Влияние веры на военное дело, или о силе, делающей воинов необоримыми

Каменев Анатолий Иванович

1. Вера – пастырь, врачеватель, утешитель и духовный источник, определяющий строй души и мотивацию нашего поведения. Лучшие люди мира и нашего Отечества были искренне верующими.

2. Заслуга Веры состоит в том, что она выступает:
а) как основа уверенности добродетельного человека в себе;
б) как фундамент оптимизма;
в) как внутренний и непоколебимый нравственный Закон;
г) как фундамент воинской доблести и неустрашимости.

3. Отнимите Веру у воина, и ему не на что будет опереться в минуту опасности. Не случайно говорят, что в окопах атеистов нет: перед лицом смерти наступает духовное прозрение, пробуждение спящего до той поры духовного сознания…

4. Веру нельзя насадить приказом. К ней посредством строя не приобщают. Нужен внутренний, личный побудительный мотив обращения к Вере, который нередко приходит к человеку в минуту тяжелейшего испытания бедой, горем, несчастием, утратой чего-то ценного или кого-то близкого… А до этой поры человек остается глух к Вере и своей душе.

5. Беда наша состоит в том, что человека от духовного сна пробуждает лишь горе, утрата и несчастье, т.е. свершившееся. А ведь правильнее было бы, чтобы к Вере и высокой духовности побуждало грядущее, надвигающееся…

6. В военном деле, в воинской среде, Вера издавна была целительной силой, утешением и наставником. Недаром все гениальные русские полководцы к силе приказа, личного примера всегда добавляли и силу Веры, а простые воины находили в Вере вдохновение, надежду, подсказку…

7. Мнение о том, что с развитием цивилизации Вера утратит свое значение, неверно. На самом деле происходит обратное – роль истинной (православной) Веры в обществе и в военном деле возрастает и усиливается.

8. Вооруженные силы – это средоточение разных людей, с множеством запросов и стремлений. Деятельность этих людей происходит в сложной политической, социальной и психологической обстановке. Объективно все это основа для конфликтов, внутреннего противоборства и т.п. Силой закона, приказа политические, социально-психологические и иные противоречия не разрешить, ибо для этого нужна такая авторитетная сила, против которой зло не сможет устоять. Сила такая – Вера, для русских людей – Вера православная, как исконно русская и отвечающая духовному строю русских людей.

9. Но Вера православная только тогда обретет силу в воинском (флотском) строю, когда она будет активной, постоянно присутствующей, упреждающей (предупреждающей недуг). Для этого необходимо:
во-первых, чтобы священнослужитель стал частью воинского коллектива (а не был бы его гостем, пусть даже частым);
во-вторых, он не должен ждать, когда военнослужащие придут в храм – он сам должен быть там, где они находятся (в поле, на боевой позиции, на полигоне и т.д.);
в-третьих, он должен знать жизнь воинской части и психологию военнослужащих и как мудрый пастырь заранее видеть те духовные опасности, которые подстерегают его паству на ратном пути.

10. Знание социальных законов позволяет сделать заключение о том, что при всем разнообразии лиц и характеров, при вступлении каждого нового пополнения в военную среду, в воинских коллективах с завидной последовательностью проявляются типичные негативы, связанные с периодом адаптации к армейской среде, в ходе которой человек может духовно надломиться и совершить ряд предсказуемых проступков, а то и преступлений. Есть свои типичные негативы и на завершающем этапе воинской службы, связанные с утверждением неуставных взаимоотношений.

11. В военное время также возникают типичные негативные явления и связанные с ними отклонения от добросовестного исполнения воинского долга, которые наблюдаются в начальный период боевых действий, при потерях личного состава, в моменты отступлений и отходов с занимаемых позиций, в периоды вооруженного превосходства противника в воздухе и на земле и т.д.

12. Смеем утверждать, что число дезертиров, нарушителей воинского порядка, паникеров, трусов и им подобных, можно было бы резко снизить, если бы удалось духовно закалить воинов к тому моменту, когда объективно возникнет возможность того или иного типичного негативного проявления.

13. Только Вера, посредством активной деятельности священников, может упредить и неуставные взаимоотношения, и предательство, и безразличие к воинскому долгу и т.п. Сказанное вовсе не отрицает иных (командных, организационных, правовых и прочих) мер борьбы с войсковым (флотским) злом, пороками и преступлениями. Речь идет о том, что только посредством искренней Веры можно достичь покаяния в содеянном и воспитать жгучее желание навсегда избавиться от порока, мысли о зле…

14. Истинная Вера призвана не только предупреждать и врачевать, но и направлять сознание и поступки людей. В этом отношении огромное значение для воинской среды имеет воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки, вплоть до готовности “положить душу свою за други своя”.

15. Задача власти нашей – признать Веру в качестве важнейшего духовного оружия Вооруженных Сил, узаконить статус полкового (флотского) священника, дать ему необходимые средства и возможности. А задача Патриархии в том состоит, чтобы подготовить и дать армии и флоту необходимый состав священников.

Надо, наконец, понять, что не словесное обучение нравственности, а вселение православной Веры в нравственную силу воинов – корень силы и необоримости русского воина! Так было всегда! Так должно быть и сегодня!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *