Военное дело носит прикладной характер

Драгомиров Михаил Иванович (1830 – 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от инфантерии.

Драгомиров Михаил Иванович

Военное дело носит прикладной характер, здесь важны не знания сами по себе, а их применение на практике — уменье. Поэтому в образовании и обучении солдата должно преобладать не теоретическое преподавание, а практическое изучение (освоение) основ военного искусства, «система развития делом более, нежели словом».

Какие же составные части общей военной цели: бить врага с возможно меньшими усилиями и потерями?

1) Можно поражать его издали, следовательно, солдат должен уметь стрелять.

2) Если враг этому не уступает, должно быть в состоянии сойтись с ним на штык, следовательно, солдат должен уметь фехтовать.

3) Необходимо быть способным преодолевать все преграды, противопоставляемые противником; уметь пользоваться самому теми, которые встречаются на местности; для того и другого солдат должен быть ловок и находчив.

4) Необходима большая выносливость солдату, чтобы противостоять лишениям военного времени, выносливость, возможная только при развитии физической силы и при железном здоровье.

Третье и четвертое достигаются гимнастическими упражнениями, которые в то же время служат подготовкой к хорошему состоянию и первых двух отделов, т. е. боевого образования собственно.

5) Полезно уметь в случае надобности создать искусственные преграды врагу, поэтому солдат должен быть освоен с землекопством.

Наконец, 6-е, солдат должен уметь единовременно с другими двигаться, подчиняться командам и распоряжениям и, главное, единодушно действовать со своими товарищами в достижении данной цели. Он должен быть до глубины души проникнут сознанием круговой поруки с ними. Это сознание есть уже венец дела.

Условия рационального обучения войск следующие:

1) Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно, потому что внушает и солдатам, и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека.

Люди, выученные лишнему, и перед неприятелем будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать (мысль маршала Саксонского; Суворов держался того же в образовании войск, он не высказывал этой мысли нигде, зато его система есть полнейшее ее осуществление).

2) Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования. Так обучение употреблению оружия должно начинаться со стрельбы и фехтования, как то у нас теперь принято, а не с приемов и т.п. Первые впечатления во всем имеют огромное значение, ненужно поэтому вести солдата так, чтобы он хотя на минуту мог остановиться, например на мысли, будто ружье есть машина для приемов, а не для поражения врага.

3) Учить преимущественно примером, т.е. показывать, что и как сделать, прибегая к изустным объяснениям только в случае действительной необходимости.

Первое условие определяет объем образования солдата, второе и третье — его метод.

Имея в виду высказанную выше аксиому — что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение, — определим, что требуется от солдата на войне?

Драгомиров Михаил Иванович

1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей; неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.

2) Способность выносить тягости и лишения военного времени, безропотно и без быстрого истощения сил.

3) Искусное действие своим оружием.

4) Уменье согласовывать свои движения и действия с товарищами.

5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь, однако ж, возможности его видеть и стрелять по нем.

Есть нечто выше науки — это жизнь… Чем больше наука спустится на землю, чем внимательнее отнесется к тем жизненным мелочам, пренебрежение к коим в нашем деле ведет к кровавым ошибкам на войне и в мире, тем более станет она достойнее имени наука, ибо тем будет разностороннее, а, следовательно, и положительнее.

Солдат обязан соответствовать следующим требованиям:

1) преданность Государю и Родине до самоотвержения;

2) дисциплина;

3) вера в нерушимость (святость) приказания начальника;

4) храбрость, решительность;

5) готовность безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские;

6) чувство взаимной выручки.

Необходимо:

1) воспитывать и обучать солдата, сообразуясь с общечеловеческими свойствами, в том числе и со стремлением ума расчленять предмет на составные части, задавать вопросы «зачем?» и «почему?»;

2) возбуждать у него внутреннее желание усвоить дело;

3) учить преимущественно примером, последовательно, не подрывая веры в свои силы, не запугивая и не унижая;

4) помнить, что солдат — человек с внутренним достоинством, правами и обязанностями; предъявляя к нему требования и добиваясь их неукоснительного исполнения, обращаться с ним по-людски, не надрывать его сил, не изводить на бестолковой работе.

Генерал Драгомиров М.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *